В русском языке развиваются новые идеи и смысловые поляИНТЕРВЬЮ С ИРИНОЙ ЛЕВОНТИНОЙ, кандидатом филологических наук, старшим научным сотрудником Института русского языка им. В.В.Виноградова РАН
- Ирина, что нового появилось и проявилось в русском языке в 2000-е годы ?- Обычно в языке ничего не возникает на пустом месте, все новое вырастает из старого. Можно отметить несколько явлений. Люди больше всего говорят о новых словах. Вообще-то новые слова появляются всегда, важно то, что появляются новые смыслы. Если новые слова приживаются быстро, это означает, что заполняются определенные смысловые лакуны. Новые смыслы часто связаны с изменением системы ценностей. Приведу примеры.
Ценностью стал жизненный успех. Возникло словосочетание "успешный человек", говорят, что это калька с английского, но ведь почему-то раньше она нам не была нужна. Положительно окрашенными становятся в речи многих людей слова "агрессивный" (человек) и "эгоист". Новые смыслы стали закладываться в 1990-е годы, а для молодых людей они уже стали привычными.
Произошла радикальная перемена в отношении к потреблению. Наиболее ярко это проявилось в моде на слово "гламур". Речь о внешней красивости, в русской культуре она всегда считалась не важной. Забавно, что люди считают "гламур" французским словом, все изящное и шикарное считалось у нас французским, хотя это английское слово и во французском языке оно такое же заимствованное, как и в русском. Оно появилось у нас в конце 1990-х и стало чрезвычайно заметным, все про все говорили - гламур. И сейчас это слово никуда не делось, но оно перестало быть таким значительным, сделалось привычным. Таким же привычным стало слово "комфортный": комфортными могут быть жизнь, отношения и т.д. Эти словосочетания, так же, как и "успешный человек", стали привычными, само собой разумеющимися. Наверное, это неплохо.
К достижениям последнего времени я бы отнесла представление, что психическая норма - это хорошо. Раньше привлекательной была творческая личность с налетом безумия, как ласково говорили, с сумасшедшинкой, сейчас положительной характеристикой является: он человек абсолютно вменяемый и очень адекватный. Вменяемый - это о человеке, с которым можно разговаривать: он тебя поймет. Слово "адекватный" - псевдопсихологический термин, означающий, что человек ведет себя нормально. В русской культуре всегда были интересны крайности, сейчас в чести норма. Возможно, это показатель стабилизации: важно нормальное существование нормального человека. Отсюда мода последних лет на слово "самодостаточный". Оно не ново, в словарях имело помету "книжное". Сейчас оно настолько распространено, что появляется в брачных объявлениях: "Самодостаточная женщина ищет самодостаточного мужчину". Каким должен быть сегодняшний человек? Психически нормальным, не обладающим сильными комплексами и страхами, не вешающим на другого свои проблемы. И еще позитивно мыслящим. Словосочетание "позитивное мышление" стало настолько привычным, что молодые люди не понимают, как это раньше его не было.
читать дальшеЛюди обычно реагируют на появление новых слов, но язык - это не слова, язык - это в первую очередь порождение и трансляция смыслов, слова же являются оболочкой. Если мы окинем взглядом изменения, произошедшие в языке, мы увидим, что образовались и развиваются новые идеи и смысловые поля.
- Стремление к норме является весьма существенной характеристикой современности. Ведь еще недавно норма была уделом мещанства, сейчас становится краеугольной ценностью .
- Но это не значит, что мы будем жить именно так, а старые ценности исчезли. Мы пережили торжество гламура. Выскакивает то, чего не хватало раньше, оно становится модным, возникает впечатление, что это навсегда. Но со временем эти явления занимают подобающие им места. Язык это очень четко отражает.
К тому же нужно помнить об опасности, которую нес и несет романтизм. Он бесчеловечен, его не интересует обыденная жизнь конкретного человека. Булгаков в свое время предложил такой способ борьбы с революциями: "Никогда не снимайте абажура с лампы". Абажур, который почитался символом мещанства, дает круг света, где склоняются головы близких людей. Это противопоставление ценности частной жизни революционной романтике, призывавшей к борьбе за освобождение человечества. Обыденную жизнь воспевал Розанов, в последние годы ее певцом является Тимур Кибиров. В китчевом варианте ее пропагандирует сегодняшняя реклама. Русской культуре действительно не хватало тепла частной жизни, она была слишком увлечена высокими идеями.
- Но здесь важна грань. Люди так метнулись к частной жизни, что за короткое время по уши увязли в потребительстве, под лозунгом "я политикой не интересуюсь" доверили управление страной небольшой группе. Идея частной жизни оказалась доведенной до абсурда .
- Действительно, свобода в представлении нарождающегося среднего класса сосредоточилась на вопросах, куда в следующий раз ехать отдыхать и какую новую модель машины купить. Но это пройдет.
- На чем основана эта ваша уверенность ?
- Если мы видим, что в языке прошло несколько циклов, значит, изменения происходят и в жизни. Может быть, общество еще не осознало этого. Идеей гламура наелись довольно быстро, захотелось чего-то нового.
- А почему вы думаете, что это новое будет чем-то, извините за выражение, более духовным ?
- Потому что в русской культуре и в русском языке накоплено очень много. Идеи и явления, ушедшие на задний план, никуда не деваются, о них забывают, но они не исчезают. Как только схлынет азарт потребления, люди к ним потянутся. В свое время формалисты описали алгоритм развития искусства: главные жанры отходят на периферию, периферийные жанры становятся главными, действует механизм пародии и т.д. Так развивается не только искусство, но и культура вообще. Появляется некая идея, потом ключевое слово, его употребляют отдельные люди, потом оно становится массовым и опошляется, постепенно оно сменяется новым.
- Довольно распространена точка зрения, что одной из главных особенностей уходящего десятилетия является мощный приток в русский язык иноязычных слов, что делает наш язык все менее русским. Что вы скажете на этот счет ?
- Я с этой точкой зрения не согласна. Язык должен реагировать на изменения жизни, не меняются только мертвые языки - латынь или древнегреческий. Жизнь меняется так бурно, а язык остается прежним - очень странная ситуация, свидетельствующая о том, что этот язык находится на грани гибели. Возьмем, к примеру, раздражающее многих слово "шопинг". Это важное слово, относящееся к сфере потребления, о которой я говорила. Оно, кстати, появилось не только в русском языке, но и во многих других. "Сделать шопинг" и "сходить за покупками" - это два совершенно разных явления. Слово "шопинг" имеет за собой некую идеологию. Когда мы говорим "сходить в магазин", это означает, что мы реализуем возникшую у нас потребность: находим предмет, который нам нужен. Совсем иное - "делать шопинг". Шопинг связан с большими торговыми центрами, куда человек приходит, чтобы узнать о своих потребностях: он не только не знает, что он купит, он не знает, что существует некая вещь, которая окажется ему нужной. То есть шопинг не просто удовлетворяет нашу потребность, он ее формирует. Для человека старой формации поход в магазин - тяжелое испытание, которое нужно выдержать только в случае острой необходимости, для нового поколения это совсем не так. Появилось понятие шопинг-терапии: в плохом настроении человек идет по магазинам просто так, он и отвлекается, и формирует свои новые потребности. Слово "шопинг" описывает новую реальность.
В 2000-е годы в нашу жизнь вошли слова "креатив", "креативный", "креативщик", "креатор" и т.д. Каких только камней не бросали в эти слова. Взглянем с другой точки зрения. В русском языке и русской культуре всегда было принято удвоение важных понятий. Существовали "правда и истина", "добро и благо", "долг и обязанность", "радость и удовольствие" и т.д. Первый вариант представлял горний мир, второй - дольний. Вообще для русского языка характерно разнесение лексики по высоким, средним, низким слоям. Многие выступали с претензией: зачем слово "креатив", если есть русское слово "творчество"? А теперь давайте представим рекламное объявление, в котором написано: "В рекламный отдел требуется творец с опытом работы". Для русского языка это просто невозможно, слово "творец" не может быть связано с прикладной деятельностью. Таким образом, появление слова "креатив" - в некотором смысле проявление уважения к принципам русского языка.
Язык, с одной стороны, является природной стихией, которая саморегулируется. Но с другой - он не существует сам по себе, его носителями являются люди. В этот механизм встроены наши эмоции, ценности и т.д. Для того чтобы язык нормально функционировал, необходимы ретрограды, противостоящие нововведениям, и новаторы, всячески их проталкивающие. В этой борьбе отсеется шелуха, а необходимость нового станет очевидной.
Еще важный момент. Произошли изменения не только в самом языке, но и в условиях его бытования. С моей точки зрения, серьезной проблемой стало неумение переключать регистры. Я не против молодежного сленга, но нужно понимать, где и как его использовать. Студент может разговаривать на сленге со своими друзьями, но, зайдя в аудиторию, он должен перейти на другой языковой регистр. Это замечательно: чем больше выбор, тем лучше.
- Как вы смотрите на будущее русского языка ?
- Я всю жизнь изучаю русский язык, меня поражают его невероятные глубина и возможности. Происходящие перемены не могут ему навредить, он все перемелет, все осмыслит. То, чего мы не можем сделать в реальной жизни, будет происходить в языке. То есть он будет существовать, превозмогая реальность, в нем будут развиваться те идеи, которые не получат развития в реальности. Мы медленно, но постепенно отходим от идеологии нашего особого пути, от представления, что мы совсем не такие, как все остальное человечество, и т.д. Язык фиксирует проникновение к нам ценностей западного мира: выбора, комфорта, частной жизни. Проникновение этих понятий в наши головы я оцениваю положительно. Не стоит огорчаться, что мы становимся похожими на других. Русская культура настолько сильна, что у нас есть все возможности, став более цивилизованными, сохранить свою индивидуальность.
газета "Культура", №3 (7716) 28 января- 3 февраля 2010 г.